Кимусуби

В айкидо, помимо прочих, менее типичных, существуют два движения, противоположных друг другу и в то же время дополняющих одно другое, ирими и тенкан. Первое движение является «положительным», проникая в самое сердце динамического потока противника без нарушения собственной первоначальной ориентации; второе, являясь «отрицательным», в противоположность первому полностью изменяет собственную первоначальную ориентацию с целью максимально мягкого приспособления к энергетическому импульсу противника. Являясь противоположными, эти движения имеют общую основу: «кимусуби». В случае отсутствия этого начала первое движение превращается в простое лобовое столкновение, приводящее к полному поражению, так же как второе движение без соблюдения указанного принципа приводит к потере контроля над ситуацией и, в свою очередь, к поражению. Тем не менее, в каждом из рассмотренных движений кимусуби выступает в отличном аспекте. Если в первом случае значение кимусуби заключается в достижении единства ки, необходимого в условиях возникающего противостояния, то во втором случае возникает проблема интеграции с динамическим потоком противника во избежание собственного поглощения им.

 

Несмотря на кажущееся немалое различие, обе проблемы сводятся к единственному вопросу установления кимусуби с динамическим ядром атакующего. Другими словами, все сводится к превращению двух отдельных потоков в один, исходящий из единого динамического ядра, коим является собственный хара атакуемого. В этом отношении движение тенкан, на первый взгляд абсолютно пассивное и «отрицательное», по сути своей так же «положительно» как и другое движение, ирими, в свою очередь являющееся столь же «отрицательным», как и первое. Оба эти движения часто образуют неразделимое единство («ирими-тенкан»).

 

В обоих случаях определяющим является поглотительная и интеграционная способность хара атакуемого, то есть, его способность надежно установить кимусуби. По этой причине Морихэй Уэсиба часто говорил, что упражнения в айкидо в основе своей состоят в том, что он сам называл «инриоку-но-йосей», то есть, в выработке силы притяжения. Эта «сила притяжения» - «инрику» - должна быть достаточной для того, чтобы каждая свободная часть тела противника (свободная рука или нога, приготовленные для следующей атаки), оказалась полностью обезвреженной, будучи субъектом собственного динамического потока, впитанного и побежденного другим потоком.

 

Парадокс заключается в том, что для того, чтобы впитать поток ки противника, необходимо, чтобы хара атакуемого проник в его ядро, став его направляющей осью; это действие носит скорее ментальный, чем телесный характер, однако, ни в коей мере не является чем-то фантастическим или нереальным. Таким образом, для наружного восприятия этого потока необходимо его восприятие изнутри, из его центра. Необходимость проникновения в объект и пребывания внутри него в качестве оси или ядра с последующим его впитыванием (иными словами, действие по отношению к данному объекту в качестве крошечной точки, проникающей внутрь и замещающей его ядро, и одновременно в качестве большого и объемного «вместилища») является большим парадоксом, по сути своей иррациональным (но ни в коей мере не ирреальным), который мы называем хара или «кикаитанден», или «море-вместилище ки». Тот же парадокс раскрывает суть другого явления, носящего имя кимусуби.

 

Другим, несомненно, более запутанным аспектом описанного парадокса является тот факт, что глубина хара бесконечна подобно сознанию, в тоже время с жизненной точки зрения его расположение в нижней части живота не имеет никакого анатомического подтверждения. Координаты, определяющие положение хара, относятся к намного большей и бесконечно более объективной системе - Вселенной, так что хара приравнивается к ее центру. В этой связи хара, являясь ядром личности, чем-то глубоко личным и индивидуальным, в то же время становится чем-то обезличенным и экуменическим, превращаясь в открытое «окно» с видом на бесконечную вселенную. В этой связи мне бы хотелось воспроизвести известное выражение Морихэя Уэсибы: «Вселенная вмещается в моем хара». Эта фраза ни в коей мере не является признаком гипертрофированного эгоцентризма О-Сэнсея; напротив, проделав долгий путь в своем стремлении найти наиболее твердое и стабильное положение своего хара, Учитель встретился с Вселенной, ясно прослеживавшейся за хара, который, в свою очередь, превратился в ее гигантское святилище.

 

Я не пытаюсь ни отдалиться от главной темы – кимусуби, ни совершить экскурс в метафизический мир Учителя. Эти проблемы носят не метафизический, а строго практический характер. Две задачи - установление правильного кимусуби с противником и правильное вхождение в пространство (или, если хотите, во «Вселенную») - неразрывно связаны между собой. Во время своих одиночных упражнений с мечом, копьем и дзё (палкой) Морихэй Уэcиба, без сомнения, направлял все усилия как на выработку собственных координат в пространстве, так и на поиск универсальных координат; от успеха второго поиска зависел результат первого, который, в свою очередь, служил наиболее убедительным доказательством значимости последнего.

 

Если не углубляться в детали, для отработки обоих движений - ирими и тенкан -прежде всего необходимо овладеть стойкой под названием ханми (хитоеми), имеющей форму треугольника: одна стопа выставлена вперед и, подобно горизонтальной оси, выходящей из хара, направлена прямо на противника; вторая отставлена назад таким образом, чтобы обе стопы образовывали своего рода треугольник, в центре которого находится проекция вертикальной (цервикодорсальной) оси тела. Вес тела переносится на передние отделы обеих стоп, в особенности в момент начала движения. Из этой стойки могут свободно выполняться оба основных движения. Несмотря на кажущуюся хрупкость этой стойки по сравнению с принятой в дзюдо, при правильном исполнении она необычайно мобильна и функциональна, так как позволяет «поглотить» атакующую энергию - удар кулаком или выпад (цуки) мечом или копьем или проникнуть в нее без необходимости избегать ее или становиться на ее пути. При движении как вперед, так и назад, каждый шаг осуществляется строго с ощущением кимусуби, поддерживая хара в сильном, стабильном состоянии. Как и любое телодвижение, правильная постановка «ханми» требует интенсивной и серьезной тренировки; недостаточно просто уметь статично выполнить эту стойку. Эта стойка чрезвычайно динамична и «открыта», то есть, расположена и располагаема по отношению к любой атаке с любой стороны. По сути своей она предназначена для отражения множественных одновременных атак.

 

В айкидо используется несколько других контрастных понятий, таких как омоте и ура, аверс и реверс, первое из которых относится к движению, направленному непосредственно к противнику, а второе - к движению, осуществляемому в обратном направлении, то есть с его спины. Эти парные понятия тесно связаны с уже упоминавшимися ирими и тенкан, а подчас неотличимы от них, однако не должны рассматриваться как одно и то же. Многие техники, в особенности, базовые виды, основаны на обеих разновидностях омоте и ура.

 

Большое значение в айкидо придается таким понятиям, как чувство маай, пространственного расположения, и кокью, ритмичности потока ки. В отсутствие ощущения мааи «дыхание» жизненного и динамического ядра субъекта затруднено; его улучшение связано с ассимиляцией других жизненных потоков, при этом приобретается верное ощущение пространства. Для каждой ситуации существует отдельное маай, присущее только данному моменту. Тем не менее, также верно и то, что в основе проблем ощущения маай лежит понятие хара, жизненного ядра каждого индивида в отдельности. Иными словами, не состояние хара определяется ощущением маай, а скорее второе устанавливается и управляется первым. При правильном мааи перед лицом двигательной активности (атаки) противника хара находится в состоянии кимусуби; при этом возникает полное ощущение «дыхания», которое может быть выработано путем длительных тренировок.

 

Действие в айкидо часто приобретает характер глубокого дыхания. Бросковые техники носят название кокью нагэ, «дыхательное отображение», хотя ритм выполнения движений необязательно должен совпадать с ритмом реального (легочного) дыхания, которое на данный момент может быть даже задержано. В этих техниках динамическая интеграция достигает такого уровня чистоты, что исчезают последние капли двойственности и возникает ощущение, что «дышит» само пространство. Кроме «дыхательной силы», кокью-риоку, кокью-нагэ требует воспитания другого, намного более тонкого ощущения кокью - способности улавливать и направлять агрессивный импульс в изначальный момент, то есть, непосредственно в момент начала атаки, посредством легкого ритмичного движения улавливая и проецируя поток ки атакующего иногда не применяя почти никакого физического усилия.

 

Этот аспект кокью, который иногда может быть смешан со способностью, носящей название «ловкость», «сноровка» или «тайное умение», тем не менее, достоин стать объектом серьезных и систематических исследований. В действительности, кокью не является способностью как таковой; это дыхание, энергетическая связь ки неотделимая от понятия кимусуби. По сути дела, это уверенное ощущение кимусуби, позволяющее действовать с полным ощущением «дыхания». Хара «вдыхает» и «выдыхает» поток ки противника, следуя его росту и развитию и направляя их. Это чувство последовательности и непрерывности в ходе выполнения технических действий может быть описано следующим образом: «впитывать и действовать на иккокью (на одном дыхании)».

 

Кроме этого, кимусуби, которое устанавливается при первом контакте до начала любого движения или действия, то есть в момент противостояния лицом к лицу с противником, не предпринимающим никаких действий, или в момент, когда противник проявляет первые слабые признаки действия, также может рассматриваться с точки зрения кокью. С психологической точки зрения, названные аспекты данного понятия являются, пожалуй, наиболее тонкими. Медленное и спокойное «дыхание» хара в сочетании с глубокой концентрацией позволяет достичь связи с ки противника.

 

С другой стороны, состояние сосредоточенности, которое должно поддерживаться после завершения движения или действия, носящее название дзансин, по сути своей также принадлежит к вопросам кокью и кимусуби. Речь идет о полной умственной экспансии, в результате чего заполняется пустота, образовавшаяся непосредственно после завершения технического действия - короткая пауза, которую, тем не менее, отличает крайне обострение чувств, жизненная и духовная насыщенность. При этом речь не идет о выходе из состояния кимусуби, но о полном сохранении кокью. Однако, это внутреннее действие должно выражаться посредством максимально естественного жеста и поведения в целом, без малейшей искусственности или показной возвышенности. В данном случае подразумевается высокая зрелость выполняемого действия и поведения в целом, являющаяся естественным отражением Вашей опытности и полного владения любой ситуацией в сочетании с благородством духа и неприятием вульгарности.

 

В повседневной практике айкидо часто можно встретиться с несоблюдением принципов кимусуби и кокью перед началом и по окончании движения; тем не менее, необходимо, по крайней мере, иметь в виду их важность.

 

Как только что было показано, в случае, если действие, обозначенное понятием «схватка» от начала и до конца находится под контролем принципа кимусуби, легко понять, что речь идет уже не о физическом или техническом превосходстве (при этом понятие «техника» рассматривается в обычном ключе, то есть как механическая ловкость). Например, при противостоянии удару кулаком проблема заключается не столько в выработке жесткой техники во избежание поражения – в этом случае достижение объединения ки невозможно, сколько в попытке установки кимусуби с данным энергетическим потоком. Вопрос заключается в понимании и общении на более глубоком уровне, чем в обычной физической, психологической или интеллектуальной плоскости. Это полное понимание, на которое правильно тренированное тело дает естественный и спонтанный ответ.

 

 

Надпись: НАЧИНАЮЩИМ
Надпись: ССЫЛКИ

СТАТЬИ

Надпись: Как нас найти
Надпись: Старая версия фото-архива
Надпись: ВИДЕО

Главная

Информация:

Надпись: Программа экзаменов
Надпись: Терминология
Надпись: Этикет
Надпись: Новости клуба
Надпись: АРХИВ
Яндекс.Метрика