Кимусуби

Как было показано, внимание занимающегося айкидо направлено в основном внутрь себя. Однако, во избежание недопонимания необходимо отметить, что при этом ни в коей мере не игнорируется серьезность нахождения лицом к лицу с атакующим противником. Однако понимание этой серьезности приходит изнутри, из ядра, корня, то есть радикально (radix(лат.)-корень. – Прим.переводчика.), нося при этом сущностный характер, не поддающийся физическому или поверхностному объяснению. С другой стороны, для достижения такого радикального и сущностного понимания сам атакуемый должен исходить из глубины себя; его действия должны носить радикальный и сущностный характер; сначала он должен погрузиться в себя, дойти до своей сути, до самой глубины и, найдя там единственное неотъемлемое начало, развить свое неотразимое действие. Радикальное понимание осуществляется только из центра. Необходимо найти не только собственный источник движения но и источник движения, принадлежащий атакующему; при этом оба источника объединяются. Таким образом, минимальное изменение в действиях противника может быть незамедлительно и без труда определено. В этом и состоит суть понятия кимусуби.

 

Бой, как одно из самых кровавых и, следовательно, наиболее реальных в физическом смысле действий (речь идет не о спортивных соревнованиях, ход которых подчиняется правилам, а о настоящей схватке) при глубоком рассмотрении выглядит именно так. Тем не менее, это проникновение коренным образом отличается от медитации, молитвы или философских размышлений, поскольку относится к насильственному действию под названием «бой», то есть, больше к активной жизни, нежели к созерцательно-умозрительной. В то же время ясно, что само описываемое действие превратилось в своего рода медитацию, стало трудно отделимым от нее. В этом смысле бой преодолевает сам себя; это утверждение, несмотря на парадоксальность, является отражением абсолютной реальности. Будо перестает быть необузданным и разрушительным действием, принимая созидательный и духовный характер. Морихэй Уэшиба дал такому созидательному будо название Такэмусуайки. Активная жизнь одновременно приняла созерцательно-умозрительную форму.

 

Понимание этой основы айкидо в тоже время приводит к осознанию того, что она не ограничивается рамками установления взаимной связи между двумя людьми или между одним и несколькими, но, переходя с этого в определенной степени тривиального уровня на другой, становится более важной и обобщенной. В бою «один на один» становится ценным также установление связи между человеком и совокупностью окружающего его мира - Природы, Вселенной.

 

Морихэй Уэсиба посвятил этому вопросу прекрасное стихотворение:

 

В кимусуби с Небом и Землей,

Находясь меж Землей и Небом.

Мое сердце как будто следует

По пути, пройденному эхом.

 

С какой уверенностью и мягкостью устанавливает Мастер свою связь с Природой, сливаясь с ней посредством дыхания и становясь ее частью! Вертикальная ось, проводящая ки и идущая вдоль его позвоночного столба, одновременно соединяется с Небом и Землей, сообщая их между собой, объединяя их в его сердце (центре), откуда вновь устремляются в бесконечность. Совокупность чувств и верность «пути эха» позволяют ему слышать зов Природы и следовать ему. Это идеальное слияние с Природой делает его великим. Все, кто знал его, всегда восхищались его величественным образом, невесомым и невероятно монументальным одновременно, несмотря на его, сравнительно небольшой рост. В стихотворении раскрывается его секрет: ответом на зов противника является его собственное эхо, которое, однако, не является простым рикошетированием, но результатом того зова, чутко услышанного и глубоко прочувствованного, который достигается без видимого усилия за счет полного владения положением.

 

Однако стихотворение имеет и другой смысл. «Путь эха» не только отвечает на зов противника, но, прежде всего, повинуется зову Земли и Неба. Следовательно, любое действие нападающего низводится до «вторичного» эха, рассеиваясь в результате резонанса с его сильным ки, пересекающего свой собственный «пути эха». Другими словами, воля атакующего неукоснительно подчиняется этому «пути эха» как закону Природы. При рассмотрении с этой точки зрения стихотворение приобретает другую динамику, отражая вечное возвращение к состоянию зарождения, создания.

 

Мир, созданный процитированным стихотворением, тихий и неторопливый, в то же время вызывает в памяти активное и живое видение - бога-дракона, рожденного из единства воды и огня, который поднимается на небо с помощью бурь и штормов, каждый раз повторяя путь, который они проходят, являясь ничем иным как «эхом», порожденным биением их собственной жизни. Дракон, как известно, является древним символом космической жизни Вселенной и тесно связан с миром Морихэя Уэcибы.

 

Точно так же действия, выполняемые в ходе боя, определяют жизненное состояние человека перед лицом своего мира и внутри него. Проблема, таким образом, заключается в самом человеке, находящемся внутри своего мира. Не рабство и лишения, а свобода и полнота жизни человека с одной стороны и его гармония с окружающими обстоятельствами с другой стороны - эти два положения часто противоречат друг другу, создавая проблемы, трудные для решения. Однако, свобода и полнота жизни возможны только в случае полностью гармоничного состояния в любой ситуации, то есть, последнее положение является предпосылкой для выполнения первого, а благоприятное развитие обстоятельств в естественных пределах является определяющей предпосылкой для всего остального. Определенно, защита жизни в ее естественной среде в широком и возвышенном понимании является наиболее важной и неотложной задачей на момент атаки и главной задачей, поставленной перед собой создателем айкидо Морихэем Уэcибой.

 

Тем не менее, с философской или эпистемологической точки зрения, айкидо предлагает нам достаточно интересный выход для решения серьезной и сложной проблемы: заполнение пустоты и достижение единения между субъектом и объектом или между мной и внешним миром без обращения к ложным ресурсам, таким как «субъективное видение». Это смелая, на первый взгляд нереализуемая попытка найти полное единство между моим и другим «я», признавая и уважая его объективность. И айкидо удивительно просто достигает этой цели!

 

 

Ясунари Китаура выпускник Университета Васеда (Токио) и доктор наук Мадридского Университета, будучи историком искусства, одновременно является Сиханом (обладателем 7-го дана) айкидо и прямым учеником создателя стиля Морихэя Уэсибы и его сына, Киссёмару Уэсибы. С 1967 года постоянно проживает в Испании; воспитал много учеников в своем направлении. В настоящее время возглавляет Школу Амецучи и Культурную Ассоциацию Айкикай в Испании

Надпись: НАЧИНАЮЩИМ
Надпись: ССЫЛКИ

СТАТЬИ

Надпись: Как нас найти
Надпись: Старая версия фото-архива
Надпись: ВИДЕО

Главная

Информация:

Надпись: Программа экзаменов
Надпись: Терминология
Надпись: Этикет
Надпись: Новости клуба
Надпись: АРХИВ
Яндекс.Метрика