Методы и подходы применяемы при  обучении Такемусу айки

 

Надпись: 1.3. Соревнования в айкидо

В айкидо не проводятся турниры, потому, что это - Воинское Искусство, и характер технических приёмов настолько опасен, из-за своей завершенности, а также используемое оружие, делает невозможным создать спортивную версию этого Будо.

В книге "Традиционное Айкидо" Морихиро Сайто сказано "Широко известен тот факт, что соревнования в Айкидо запрещены. Это потому, что Айкидо включает смертельно опасные техники, пришедшие к нам от их Основателя, которые делают состязания слишком опасными, а также, поскольку смысл искусства заключается в том, чтобы устранить ограничения из любых возможных движений.

Если установлены правила и опасные техники исключены из состязаний, то Айкидо без сомнения потеряет свою изюминку. Если состязания должны проводиться, все техники должны быть сведены преимущественно к атеми или же состязания будут проходить не на жизнь, а на смерть или соревнующиеся должны носить защитное снаряжение. »

Ни одно воинское искусство не может предусмотреть всего, и Айкидо жертвует соревнованиями ради того, чтобы использовать потенциально опасные техники, которые первоначально были развиты для поединка на смерть и переданы нам нашими предшественниками. К счастью, существует множество прекрасных воинских искусств, которые предлагают соревнования и программы для тех, кто видит в них необходимость.

Все люди разные и те, кто интересуется воинскими искусствами, должны выбрать тот стиль, который лучшим образом подходит для его личности и целей. Если одно воинское искусство не может предусмотреть всего, то они должны продолжить поиски, быть может, тренируясь в разных направлениях.

Хорошая стратегия заключается в выборе наиболее подходящего воинского искусства как основы, и тренироваться достаточно долго, чтобы развить высокий уровень профессионализма. Затем, искать другие воинские искусства и совмещать их учения с основной системой. Это, по истине, прекрасный способ стать истинным и завершенным мастером воинских искусств.[3,5,6]

 

Надпись: 2. Такемусу айки

Takemusu Aiki: (take: Военный; musu: Рождающий; ai: гармония; ki: энергия, дух, намерение) Термин, используемый О-сенсеем, чтобы описать наиболее продвинутый уровень практики в Айкидо: спонтанное использование и создание техник через полное понимание базовых принципов.

 Такэмусу (яп. 武産 Такэмусу?) - концепция, которая была выдвинута Морихэем Уэсибой о том, каким должно быть боевое искусство, и о том, каким должно стать его айкидо, боевое искусство, которое может гармонизировать всех живущих - как свободные техники, исполняемые интуитивно.

В последние годы жизни Уэсиба более сильно развивал духовные аспекты своего боевого искусства и даже взял имя Такэмусу Цунамори (Takemusu Tsunamori), которым подписывал многие свои рисунки и поэмы.

 

Такемусу айки (также известно, как Ивама-рю  и Ивама Синсин Айки Сюрэнкай). Несмотря на то, что формально этот стиль числится в Айкидо Айкикай, техника, которую преподавал Морихиро Сайто в Ивама додзё, стилистически достаточно своеобразна, поэтому её принято выделять в самостоятельное направление. Сайто-сэнсэй долгое время был учеником О-сэнсэя, начиная с 1946 года и до самой смерти Основателя в 1969 году Сайто-сэнсэй был человеком, который в течение 23 лет был ути-дэси (внутренний ученик) О-Сэнсэя, он старался сохранить и передать искусство айкидо в той же манере, как ему преподавал О-Сэнсэй.  Технический арсенал Такемусу айки шире, чем во многих других стилях и много внимания уделяется работе с оружием.

Надпись: 3. Основные принципы айкидо

 

Среди основных принципов айкидо выделяют:

1. Ки;

2. Ай, Мусуби;

3. Заншин;

4. Ри ай (см. 4.1.2 Концепция РИАЙ);

5. Ма-ай;

6. Уход с линии атаки;

7. Омоте, Ура (Ирими и тэнкан);

8. Использование «центра»;

9. Принцип централизации;

10. Точка суми.

 

1. Ки

Как увидеть и понять, что такое Ки. Понятие Ки многоуровневое, на физическом плане Ки можно рассматривать, как следующие составляющие: концентрация, внимание; намерение; ритм дыхания; напряжение.  Данная формулировка, с точки зрения традиционного и прикладного аспекта, более доступна на ранних стадиях изучения восточных воинских искусств.

До того как, что то сделать Вы или противник, партнер создает намерение, которое можно почувствовать или увидеть,  через напряжение, ритм дыхания, концентрацию, переключение внимания. Намерения противника вы улавливаете, как «внутренние движение» перед началом физического перемещения или действия. «Внутреннее движение» вы учитесь видеть и чувствовать. Мешает работе с Ки Ваше внутренне (психологическое) и внешнее (физическое) напряжение; не умение концентрироваться.

Навыки тренировки  Ки осуществляются через метод, который называется-  айкидо. В «Такемусу айки» представлены техники развивающие данные навыки.

В случае употребления термина «Энергия» Ки правильно рассматривать определение Ки, как «внутреннее движение», намерение, концентрацию с АКЦЕНТОМ на  потенциал.  Т.е. понятие энергии и потенциала взаимосвязаны.

В данной работе, эзотерические аспекты Ки не рассматриваются в связи с отсутствием на данный момент прикладного опыта.

 

2. Ай, мусуби

 

"Ай" сейчас некоторые трактуют как любовь и гармонию, возможно, это и так, но суть этого понятия заключается в Слиянии. Для описания этого принципа существуют такие понятия как "мусуби", "ки-мусуби".

Musubi: ( musubi: связь) То же самое, что ки-мусуби: чувство единения с намерениями и движениями вашего противника.

 

«… сердце Айкидо - мусуби. Это слово можно приблизительно перевести как "единение" или "гармоничное взаимодействие". На практике мусуби означает возможность слияния - как физического, так и умственного - с движением и энергией вашего партнера. Мусуби - это обучение хорошей взаимосвязи. В любом взаимодействии между людьми существует связь, заметная или нет. Для вступивших в контакт очень важно определить, будет связь продуктивной или бесполезной, дружеской или враждебной, открытой или нет. Мусуби, в более глубоком понимании, может означать способность контролирования и воздействия на контакт, изменяя враждебные нападки на мирную встречу, а атаку - на дружеское рукопожатие.  Мусуби - это и способ обучения, и цель самого обучения.» [10]

3. Заншин

Zanshin: (zan: Остаться; shin: дух) Умственная связь между Вами и вашим партнёром даже после завершения техники. Это проявляется в человеке, выполняющем технику, удержания в заключительной позиции, в то время как волна энергии выходит наружу; чувство силы продолжает изливаться даже после завершения движения.

Иероглифы слова заншин буквально переводятся как сохранение физической или психологической концентрации. После выполнения техники, в нас должно сохраняться состояние ожидания и готовности.

 

4. Ма-ай

Ma-ai: (ma: дистанция; ai: гармония) Надлежащее расстояние между наге и уке.

Ма-ай — гармоничная дистанция, один из важнейших принципов айкидо. Она представляет собой сферу вокруг айкидоки, в пределах которой он в безопасности. Если укэ входит в эту область, у айкидоки два пути: восстановить ма-ай или приступить к выполнению техники. В противном случае возникает угроза поражения. Этот принцип особенно актуален, если укэ превосходит физически или вооружён.

Ма-ай зависит от того, нападает вооружённый или безоружный противник. Соответственно в случае с оружием дистанция должна быть больше.

Вместе с тем «Ма-ай» не всегда означает именно «дистанцию» — а также «безопасное место в пространстве», которое открывается на время удара — большинство «входов» тесно связаны с понятием «Ма-ай» и ведут Нагэ  именно в эту безопасную область/зону. Например Тэнкан-уход от атаки Ёкомэн-учи — дистанция сократилась, тем не менее «Ма-ай» не была нарушена, если Нагэ (Ситэ) обезопасил себя уходом и отводом атакующей руки. «Ма-ай» так же зависит от понятия «Кудзуси» (выведение из равновесия) — чем более разбалансирован Укэ, тем просторнее «Ма-ай», так как из такого положения он не сможет вас атаковать… например ударить второй «свободной» рукой. Нужно выработать в себе способность чувствовать дистанцию, и способность быстро её менять.

 

5. Принцип ОМОТЕ (ирими), УРА (тэнкан).

Уход с линии атаки — первое, что должен сделать айкидока при выполнении техники. Айкидока смещается вправо или влево от линии атаки, сближаясь при этом с укэ. Смещение может быть круговым или прямолинейным. Уход может быть наружу называется сото сабаки, уход внутрь называется ути сабаки.

 

6. Уход с линии атаки.

Выполнение техники через принцип «омоте», что дословно означает «стою перед ним» предполагает активный вход «ирими» и отражение атаки. Выполнение же техники через «ура», что в переводе означает «стою за ним», предполагает уклонение посредством тенкана (поворота) и уход за спину уке (атакующего).

Почти все техники айкидо можно выполнить, используя оба этих принципа.

Вход ирими предполагает более решительные действия, тогда как тэнкан позволяет выиграть время, если атака была неожиданной.

 

 

7. Использование «центра». Принцип Централизации.

Центром айкидоки является центр тяжести, находящийся на два пальца ниже пупка, внутри Вашего тела. Осуществление всех техник айкидо и дыхания проводится в прямой взаимосвязи с центром айкидоки.

Работа «центром»,  это скоординированная во времени и пространстве работа тела, рук, ног, усиленная правильным дыханием. Тело айкидоки фактически превращается в единое целое, уменьшается роль рук, основную работу по проведению техники выполняют бедра, «…бедра управляют ногами, голова управляет руками». Большое значение имеет правильная ханми  и правильные перемещения. Нагэ не только работает своим центром, но и сам должен стать центром, вокруг которого движется Укэ. Не допускаются неоправданные наклоны, тело во время выполнения техник следует держать как можно прямее.

 

9. Точка суми

Суми (яп. ・角 суми., букв. «внутренний угол») — направление для выведения из равновесия (кузуси) укэ. В отличие от дзюдо и дзю-дзюцу, где также используется суми (например, при выполнении броска суми-отоси), в айкидо практикуется не силовое выведение из равновесия, а используется в большей степени инерция нападающего, а также физиологические особенности человека. Человека можно представить как пирамидку с четырёхугольным основанием, где два угла (суми) будут «заполнены», а два «пустыми». Используя голову, руки, ноги нападающего как систему рычагов, айкидока вынуждает укэ к падению, при этом центр тяжести укэ смещается в маэ-суми (передний пустой угол) или усиро-суми (задний пустой угол). Иногда во время выполнения техники центр укэ смещается в маэ и усиро суми несколько раз.

 Хорошо проведённое выведение из равновесия по направлению суми приведёт к падению укэ. Это является основой базовых техник айкидо.

<<<————                                                                                                                                                                                          ————>>>

<<<————                                                                                                                                                                                          ————>>>

Яндекс.Метрика