Методы и подходы применяемы при  обучении Такемусу айки

Надпись: 4.3. Работа без оружия (Tai-jutsu)

Tai-jutsu: (tai: тело; jutsu: техника) Техника Айкидо без оружия.

Занятия для новичков могут часто начинаться с захватов из статики, без движения. Это позволяет выучить правильную осанку, работу ног и положение тела. Затем ученики могут переходить к захватам в движении, что позволит им развить чувство времени и дистанции и изучить пространственную связь между ними и их партнерами. Ученики могут начинать тренировки с установления различной степени силы, скорости и направления атаки. Они начнут чувствовать уверенность в своих возможностях работы с партнером и развивать чувство интуиции к движениям и намерениям партнера. Сотрудничество является очень важным элементом в занятиях Айкидо.

На Рисунок 3 представлены основные элементы Тай-дзюцу формирующие ключевые компетенции студента:

Базовые техники и их вариации раздела Тай- дзюцу:

1. Осае- ваз;

2. Укеми- ваза;

3. Наге- ваза;

4. Сувари ваза;

5. Дзю ваза;

6. Кокю-хо, Кокю- наге;

7. Каеши ваза

8. Защита без оружия от атак ножом.

Для понимания программы аттестации в взаимосвязи с ступенями обучения и  техниками смотрим схему  на Рисуноке № 3.

 

Примечание:

Аттестационные уровни классифицируются следующим образом:

Dan: (dan: уровень, степень) Уровень чёрного пояса.

Kyu: (kyu: Ученический уровень) Ученические уровни в Айкидо, начинающиеся с 6-го кю и до 1-го кю (перед 1-м даном)

Проведение аттестации на уровни от 6 до 1 кю  осуществляется  руководителем клуба при наличии разрешения на проведения аттестации.

Аттестация на 1,2,3,4  даны проводится международной  комиссией в составе  Шихана Такемусу айки в Европе Ульф Евенас (7 дан), президента, вице президента направления «Такемусу айки России»- Якимов О.Б.(5 дан) и Давыдов Ю.И. соответственно (5 дан).

Рисунок 3.

 

 

 

 

 

<<<————                                                                                                                                                                                          ————>>>

<<<————                                                                                                                                                                                          ————>>>

Надпись: 4.3.1. Основные техники раздела Тай- дзюцу

Освоение айкидо начинается с базовых техник с упором на развитие силы кокю, а вариации и непрерывное выполнение техники осваиваются на более позднем этапе. Различия в комплекции не принимаются во внимание, техника должна выполняться одинаково.

Надпись: 4.3.1.1. Осае- ваза

Осаэ — контроль (удержание), обычно завершающий этап приёма: перехват инициативы — вход (ирими) или поворот корпуса (тэнкан) — выведение укэ из равновесия (кудзуси) — проведение техники (какэ) — контроль. Чаще всего техника заканчивается приёмом удержания (осаэ-вадза), но также может заканчиваться броском (нагэ-вадза). Контроль позволяет нейтрализовать агрессора и исключить его повторные атаки.

Waza: Техника.

Надпись: 4.3.1.2. Укеми

Укэми — самостраховка при падении. С самого первого занятия, начинающих айкидок обучают правильному падению, дабы избежать травм при последующем изучении техник. Примеры страховок: маэ-укэми (самостраховка вперёд), усиро-укэми (самостраховка назад), ёко-укэми (боковая самостраховка) т.п.

Укэми - "знание" об атаке и способность к самосохранению.

Укэми - это не только самостраховка, но и способ передвижения.

Укэми – это способ изучения айкидо, через возможность нахождения или присутствия «внутри» исполняемой наге техники.

Надпись: 4.3.1.3. Сувари- ваза

Suwari-waza: (suwari: Сидеть; waza: техника) Техники, выполняемые в сейза.

Seiza: (sei: Правильный; za: сидеть) Традиционный японский способ сидеть на коленях.

Выдержка из интервью [8]:

«Почему мы должны заниматься на коленях?
-Если вы занимаетесь боевыми искусствами,вы должны иметь центр. Практиковать сувариваза - это значит развивать центр.
Если вы стоите, очень легко использовать ваши ноги. Но если сидите, вы не можете использовать их. Для того, чтобы двигаться, вы должны использовать ваше тело, движение должно начинаться с него. Таким образом, работа в сувариваза развивает центр очень быстро.”

«-Как Вы сказали, людям в боевых искусствах нужно иметь центр. Но почему в других боевых искусствах, отличных от Айкидо, не занимаются сувариваза?
-Дзюдо, каратэ, яйдо, дзюдзюцу - все они имеют техники сувариваза.
В традиционном японском каратэ люди выполняли удары из сидячей позиции. Многие техники в яйдо делаются из положения сидя. В основном, всё идёт из центра, и сувариваза - это самый быстрый путь для его развития.
Представьте, что вы в Древней Японии. Вы сидите на татами, и кто-то на вас нападает. Вы не можете немедленно встать, вы должны двигаться из сидячей позиции. Таким образом, когда люди тренировались в сувариваза, это не было чем-то особенным для них. Движение из положения сидя должно было быть настолько же естественным, как и движение из положения стоя. Если бы это было не так, они могли потерять свои жизни.
Конечно, многое изменилось. Сегодня некоторые современные боевые искусства вообще не практикуют сувариваза. Но я думаю, что если у вас здоровые колени, вам было бы полезно заниматься сувариваза, чтобы развивать ваш центр.
»

Надпись: 4.3.1.4. Наге ваза

Nage: (1) (nage: Бросок) Техника бросков в Айкидо. (2) В Айкидо: человек, выполняющий технику.

Waza: Техника.

 

Надпись: 4.3.1.5. Кокю наге, кокю хо

Действие в айкидо часто приобретает характер глубокого дыхания. Бросковые техники носят название кокью нагэ, «дыхательное отображение», хотя ритм выполнения движений необязательно должен совпадать с ритмом реального (легочного) дыхания. В этих техниках динамическая интеграция достигает такого уровня чистоты, что исчезают последние капли двойственности и возникает ощущение, что «дышит» само пространство. Кроме «дыхательной силы», кокью-нагэ требует воспитания другого, намного более тонкого ощущения кокью - способности улавливать и направлять агрессивный импульс в изначальный момент, то есть, непосредственно в момент начала атаки, посредством легкого ритмичного движения улавливая и проецируя поток ки атакующего иногда не применяя почти никакого физического усилия.

Этот аспект кокью, который иногда может быть смешан со способностью, носящей название «ловкость», «сноровка» или «тайное умение», тем не менее, достоин стать объектом серьезных и систематических исследований. В действительности, кокью не является способностью как таковой; это дыхание, энергетическая связь ки неотделимая от понятия кимусуби. По сути дела, это уверенное ощущение кимусуби, позволяющее действовать с полным ощущением «дыхания». Хара «вдыхает» и «выдыхает» поток ки противника, следуя его росту и развитию и направляя их. Это чувство последовательности и непрерывности в ходе выполнения технических действий может быть описано следующим образом: «впитывать и действовать на иккокью (на одном дыхании)». [9]

 

 

 

Яндекс.Метрика