Методы и подходы применяемы при  обучении Такемусу айки

Надпись: 4.3.1.6. Каеши ваза

Kaeshi-waza: (kaeshi: поворот, обратный; waza: техника) Контр-техника.

 

Надпись: 4.3.1.7. Виды атак

Виды атак включают в себя:

1. Dori/Tori: Захват/Схватывание.

Зхваты осуществляются одной или двумя руками (риоте).  Захваты осуществляются спереди и сзади (уширо) за предплечья, плечи, грудь, воротник. Цель захватов блокировать движения противника с целью проведения всевозможных техник: удары, броски, контроль. 

Опасный вид атаки, так как противник теряет подвижность и становится легкой мишенью, особенно если поединок проводится с более чем одним противником.

2. Atemi: (ate: удар; mi: тело) Удар используемый в процессе выполнения техники, направленный к уязвимым частям тела. 

Целью «Атэми» не является 100%-е поражение Укэ при помощи только удара (травма, нокаут).  «Атэми» — это вспомогательная техника для перехода к основной: броску или контролю (удержанию). «Атэми» — это не обязательно удар в голову. Удар по кисти, в выключенный локоть, в бицепс, по плавающим рёбрам — всё это тоже разновидности «Атэми».

В зависимости от цели Атэми делятся на шесть основных видов:

1. Отвлечение внимания Укэ для проведения основного действия (Дори, Кудзуси, Кансэцу, Нагэ) — ложный удар, финт, провокация.

2. Быстрый удар без вложения центра — поддержание инициативы в «слабых точках» (яп. Суки), где противник может провести контртехнику или второй удар.

3. Атэми как вид болевого воздействия на суставы (яп. Атэ-Кансэцу) — например, удар в плечо, подбородок снизу, в выключенный локоть или согнутую кисть.

4. Атэми как Кюсё — быстрое нажатие на болевую точку с короткой дистанции, например, тычок пальцем в «ямку» под кадыком.

5. Атэми как бросок (например, Атэ-Тэнти-Нагэ). Здесь Атэми может служить как способ выведения из равновесия для броска или же наоборот, завершать технику после того, как Укэ уже лишён равновесия.

6. Удары и связки ударов с вложением цента- круговые (ёкомен), прямые (цки) проникающие удары, удары с использованием ладони, цель- воздействие на Уке при или после завершения техник контроля и бросков.  Изучаются через закрепление принципов работы с оружием – меч (бокен), палка (дзе) и в бросковых техниках.

Надпись: 4.3.1.8. Дзю ваза

Дзю-ваза — это один из видов учебных поединков используемых в айкидо.В дзю-вадза роль уке сводится к выполнению одного или нескольких видов атаки в свободном ритме и скорости. Своего рода это свободный поединок, где уке имеет право, на начальном этапе обучения, только на один вид атаки, тем самым немного облегчая задачу наге (наге знает, какая будет атака). Задача наге в разделе дзю-ваза — научиться адекватно реагировать на атаки, соответствующе выбирая технику и ее вариант. Наге может выполнять приемы, используя вход ирими или тэнкан, наносить атэми и т.д. Дзю-ваза позволяет увидеть насколько свободно наге ориентируется в пространстве, в выборе соответствующего варианта, а также позволяет представить разнообразие техники и вариантов, которыми владеет наге. Это классический вид раздела дзю-ваза. Он может практиковаться как против безоружной атаки, так и против вооруженной. Но возможно, для улучшения ваших технических, тактических и стратегических способностей, использовать и несколько иные формы дзю-ваза, например: — от одного или нескольких уке, выполняющих один вид атаки, а наге выполняет различную технику; — один уке, использующий два-три вида атаки, наге выполняет одну технику (например, уке атакует кататэ дори, шомэн учи или цки, а наге выполняет только котэ-гаеши). Разнообразие видов раздела дзю-ваза позволяет более четко и серьезно отработать такие элементы как уход с линии атаки, ориентация в пространстве относительно уке (если их больше одного), выбор соответствующей формы и варианта исполнения техники. [7].

Надпись: 4.4. Оружие в такемусу айки

В такемусу айки используются следующие виды оружия:

1. Bokken/bokuto: (bo/bok-: деревянный; ken/to:меч), Боккэн — деревянный меч для тренировок. Был введён в обиход мастером меча Миямото Мусаси для тренировок. Также его использовали в поединках, чтобы не убивать своего соперника. Хотя в умелых руках боккэн (который ещё называют бокуто) убивал и наносил увечья не хуже отточенной катаны.

2. Дзё — деревянный шест обычно длиной 128 см (в некоторых школах длина дзё может отличаться) и 24—26 мм диаметром.

3. Танто — деревянный нож длиной до 30 см.

О-Сэнсэй, несколько изменил техники оружия, так как он рассматривал меч, как айки-кэн, а дзё, как айки-дзё. Были внесены изменения в положениях, схеме движений, дистанции и угле входа, также были введены упрощения многих движений, они были преобразованы из древних техник в систему, которую мы имеем сегодня.

Сайто Сэнсэй развил множество форм оружия, например 13 Дзё, 31 Кумидзё и 13 Дзё ававсэ, они основаны на тех формах, что он наблюдал у О-Сэнсэя и составляют из себя логичную многоуровневую систему, которая за эти годы развилась в настоящее воинское искусство. В действительности, Сайто Сэнсэй просто собрал и упорядочил большое множество разнообразных движений и техник, выполненных О-Сэнсэем, расставил их в логическом порядке, и систематизировал их так, что они стали легки для понимания и изучения. [5]

Получаемые возможности от практики меча в Воинских Искусствах:

1. Регулярная практика меча укрепляет руки и плечи, а когда используется вместе с киай, усиливает работу хара (мышцы вокруг живота придающие мощность движениям тела). Эта практика также разрабатывает дыхание.

2. Практика меча, имеет непосредственную связь (риай) с тайдзюцу, которые в свою очередь, развиваются в техники самозащиты айкидо.

3. Имеется важная связь (риай), между практикой меча и тайдзюцу, это - тай-сабаки, этот термин можно перевести, как ' правильный и достаточно экономичный уход тела (с линии атаки)'. Практика Айкикэн, скорее учит тело действовать, как единое целое более, чем отдельным техническим действиям рук, оружия, ног и перемещений.

4. Принципы работы с оружием являются критерием при анализе ошибок выполняемых в тайдзюцу.

5. Практика меча, также очень важна при отработке двух других аспектов Воинского Искусства; то есть: дистанции (маай), и способности "читать", когда противник намерен вас атаковать.

6. Изучение важной концепции - это принцип авасэ или слияния с противником.

7. Изучение правильного дыхания, как основы воинского искусства в целом. Этот опыт можно развить, только через регулярную практику меча, которая включает технику правильного дыхания.

 

На рисунках №№ 4,5 представлена взаимосвязь программы экзаменов с аттестационным уровнем ученика.

 

Рисунок 4.                                                                                                                                                                                                 Рисунок 5.

 

<<<————                                                                                                                                                                                         

<<<————                                                                                                                                                                                         

Надпись: 5. Литература, источники информации

1. Семинары (2007-2011 гг), учи деси (2010, 11 гг.):  Ульф Эвенас- шихан, 7 дан – 2007-11 гг.;

2. Семинары (2007-2011 гг):  Якимов О.Б. (5 дан), Давыдов Ю.И. (5 дан);

3. Интервью Марихиро Сайто;

4. Интервью и семинар с Хироши Исояма (8 дан, Шихан);

5. Стенли Пранин;

6. Выдержки из статей  переведенных Олегом Овчаренко.

7. Дмитрий Кундин: Дзю Ваза

8. Икеда Хироши , интервью

9. Ясунари Китаура: Кимусуби - основной принцип Айкидо.

10. Саотомэ Мицуги. Мусуби

 

Рекомендуемая литература:

А. Всестбрук, О. Ратти, Айкидо и динамическая сфера;

Р. Бранд, Айкидо, учение и техника гармоничного развития.

Яндекс.Метрика