Атакующие техники в айкидо

Айкидо и соревнования

Надпись: (Перевод Олега Овчаренко)

1. Атакующие техники в айкидо
 
Широко распространенное мнение об айкидо заключается в том, что это чисто оборонительное искусство, и что в нем отсутствуют атакующие техники. В действительности же айкидо не является столь ограниченным. Как описано выше, существует 4-ре уровня техники в айкидо:
КАТАИ (жесткий) (уровень— го тай, прим. автора сайта);
ЯВАРАКАИ (мягкий) (уровень—дзю тай, прим. автора сайта);
КИ-НО-НАГАРЕ (текучий) (уровень—рю тай, прим. автора сайта);
КИ (духовный) (уровень—ки тай, прим. автора сайта)
1-я ступень является уровнем, на котором должна проводиться большая часть тренировок. Практика заключатся в том, что один из тренирующихся атакует другого захватом или ударом, а второй тренирующийся выполняет технику, нейтрализующую атаку. Затем они меняются ролями, атакующего и защищающегося. При такой форме тренировок атакующему позволяется выполнить жесткий захват до того как защищающийся начнет защитные действия. Это полноценная тренировка, поскольку защищающийся должен преодолевать полную силу атакующего, кто знает какую технику собирается выполнить защищающийся.
Уровень 3 подобен уровню 1, но защищающийся не ждет, когда атакующий выполнит жесткий захват. Вместо этого защищающийся начинает движение в оборонительную технику, когда атакующий пытается выполнить захват. Это текучая форма техники, в которой атакующего ведут благодаря его намерению выполнить захват.
Уровень 2 может рассматриваться, как переходная ступень между уровнями 1 и 3. На уровне 2, защищающийся подвергается сильному давлению со стороны атакующего и становиться податливым подобно бамбуку, сгибающемуся на ветру.
На всех трех уровнях, защищающийся сливается с силой атакующего и осуществляет контроль, особым образом преобразуя первоначальное атакующее движение в новое движение, результатом которого является бросок атакующего или контроль. Это принцип АЙКИ, известны в Японии как АВАСЕ (совместное действие) или КИ-НО-МУСУБИ (связь с духом).
Уровни 1 и 3 являются базовой тренировкой в Айкидо, и могут сравниться с изучением алфавита и фундаментальной грамматикой языка. Оборонительная часть тренировок преимущественно статична, когда защищающийся ожидает физической атаки до инициации защиты.
4-й уровень представляет собой ступень, на которой дух нападающего и дух защищающегося едины и обороняющийся способен осуществить контроль над всеми движениями атакующего. Основатель айкидо Морихей Уесиба говорил: "Все, что мне нужно, это стоять повернувшись спиной к противнику. Если противник пытается ударить меня, его желание ударить, приведет к тому, что он ударит и поранит сам себя. Я един со Вселенной, я ничем не обладаю. Когда я встаю, я вбираю в себя противника".
Также 4-й уровень является вершиной в айкидо, он очень трудно достижим и насколько мне известно только О-сенсей и возможно очень не многие другие достигли его. Остальные не должны думать об этом, и старательно тренироваться в уровнях 1-3, чтобы мало помалу совершенствоваться день за днем.
Обычный вход
Шомен-учи-икке является одной из наиболее важных базовых техник в айкидо. Она заключается в захватывании обоими руками атакующей руки противника и прижимании его к земле лицом вниз. Эта техника моно и во многих школах выполняется в ответ на атаку рубящим ударом сверху (шомен-учи). Как токовой, сценарий представляет собой статичную оборону, как это представлено выше.
Тем не менее, О-сенсей и мой учитель Морихиро Сайто не выпоняют эту технику таким образом. О-сенсей обучал так: "Шагните правой ногой вперед и начните прямой удар в лицо противника вашей правой Тегатана (рука-меч) и ударьте кулаком левой руки ему в ребра". В книге "Будо, Учение Основателя айкидо" Сайто Сенсей обучает: "Фундаментальное правило гласит, что вам нужно инициировать удар предварительно и захватить его руку, когда он пытается парировать ваш удар. Захватывая инициативу, вы будете ведущим по отношению к руке противника, вовлекая ее в вашу собственную сферу действий".
Эта концепция не представляет собой статичную защиту. Защищающийся инициирует действие противника, нанося ему удар в лицо. Защищающийся имеет два выхода: ничего не делать и пропустить удар в лицо, или поднять руку перед собой, чтобы блокировать удар. Это последнее движение и является желаемым, и помещает руку атакующего в позицию, подходящую для контролирующего захвата иккё. Другими словами, защищающийся вызывает атакующего, принуждая его двигаться в требуемом направлении, а затем вливается в его движение и осуществляет контроль в согласии с принципом АЙКИ.
Здесь, в высшей степени уместно упомянуть, что один из наиболее фундаментальных принципов в айкидо, как ему обучал основатель и его ученики, обучавшиеся у него длительное время, это начинать атакующим ударом. Шомен-учи-икке не является единственным примером. Таким образом, это происходит в базовой тренировке, и ясно демонстрирует, что корни айкидо простираются значительно глубже, чем простая статичная оборона.
Реальность
Айкидо-это боевое искусство, которое в первую очередь связанно с самозащитой. Первой предпосылкой самозащиты является уход от агрессии или возможных агрессивных действий насколько это возможно, оставшись в безопасности. Основные средства самозащиты - это осознанность и способность уходить от атаки. Если эти средства терпят неудачу, то атакованный одним или несколькими противниками, оказывается в невероятно опасной ситуации, возможно, в смертельной опасности.
Физические техники самозащиты никогда не должны ограничиваться статичной защитой. Особенно, в случае ситуации, предполагающей множественную атаку, возможно, вооруженных противников, все преимущества на стороне атакующих. Разница между жизнью и смертью может зависеть от способности обороняющегося свести на нет преимущества, перехватывая инициативу упреждающей атакой.
Базовая тренировка айкидо состоит из статичной обороны. Путь к атакующему использованию техник заключается в простом взгляде и ведет к другому измерению искусства. Атакующие техники, конечно же, никогда не следует использовать для не спровоцированных атак на невинных людях. Тем не менее, в некоторых ситуациях единственно эффективной защитой является жесткое нападение, и сфера действия айкидо, к счастью, дает такую возможность.
 
2. Айкидо и соревнования
 
Общепринятое мнение об айкидо заключается в том, что в нем нет соревнований. В целом это отражает истину, и все же существуют несколько стилей, которые предполагают состязания ограниченные правилами. Стиль Томики, к примеру, применяет поединки с использованием Танкэн (короткий меч) с тупым лезвием, и со специфическими правилами ведения счета.
Также, некоторые тренирующиеся любят проверять себя с тем, чтобы проверить работают ли их техники на других занимающихся, которые оказывают полное сопротивление и наоборот. Это является умеренно конструктивным, поскольку слабости и недостатки в технике становятся немедленно ясны, постольку поскольку основные цели совершенствования техники и развитие дружеских отношений между тренирующимися выдвигаются на передний план.
Однако, это отклонение не сравнимо с тем видом соревнований, который принят в Карате и других боевых искусствах, в которых противники свободны в использовании различных техник в относительно спонтанной манере для выраженной цели - одержания победы над противником.
Официальное объяснение отсутствия соревнований в Айкидо заключается в том, что это воинское искусство базируется на гармонии, и соревнования являются антитезисом его основных целей. Безусловно, это утверждение отражает действительность, поверхностный взгляд на это отличие Айкидо от других форм боевых искусств укажет не то, что существуют всякие аргументы против того, чтобы тренирующиеся в Айкидо нападали друг на друга изо все своих сил.
Существует интересная книга под названием "Дзюдо, приложение Айкидо", написанная Кенджи Томики (основатель стиля Томики Айкидо, на который указывалось выше) и опубликованная в 1956 г., включает таблицу техник Дзюдо. Они разделены на две основные категории "айки техники" и "техники рандори".
Айки техники описаны как "система техник, при выполнении которых в идеально требуемом варианте противник не осуществляет захват". Они включают "конетсу техники" (сгибание или скручивание суставов) и "техники атеми" (атака жизнено важных центров).
Техники Рандори описаны как "система техник, используемых в ситуации взаимного захвата" и включают борцовские техники и бросковые техники.
Также Томики считает, что Дзюдо включает оба класса техник. Он пишет так: "практика в этих техниках атак жизненно важных центров и сгибания или скручивания суставов не должна использоваться в контексте техники рандори из-за того, что в природе этих техник содержится потенциальная опасность нанесения травмы".
Различные воинские искусства фокусируются на различных аспектах приложения и контролирования силы (карате выделяет атеми, дзюдо борьбу и броски и т.п.). В целом, тем не менее, если воинское искусство предполагает соревновательные сборы, которые требуют сведения к минимуму возможности серьезных травм и смертельных случаев, соревнования должны непременно включать правила запрещающие наиболее опасные техники. Так произошло в Дзюдо, оставившем в арсенале только техники рандори.
Айкидо развивается в направлении противоположном Дзюдо. В книге "Традиционное Айкидо" Морихиро Сайто сказано "Широко известен тот факт, что соревнования в Айкидо запрещены. Это потому, что Айкидо включает смертельно опасные техники, пришедшие к нам от их Основателя, которые делают состязания слишком опасными, а также, поскольку смысл искусства заключается в том, чтобы устранить ограничения из любых возможных движений.
Если установлены правила и опасные техники исключены из состязаний, то Айкидо без сомнения потеряет свою изюминку. Если состязания должны проводиться, все техники должны быть сведены преимущественно к атеми или же состязания будут проходить не на жизнь, а на смерть или соревнующиеся должны носить защитное снаряжение. Также возникает вопрос, ограничиваться ли в соревнованиях только техниками без оружия или они должны включать технику владения оружием.
Даже если используется только безоружная техника, то техники, включенные в Айкидо, слишком опасны в плане выполнения укеми (кувырки и падения). Укеми от бросков, возможно, выполнять только в тренировке. Однако, выполнение техник становиться неприемлемым в состязаниях из-за неизбежной опасности. Таким образом, ответ на вопрос, почему Айкидо не связывают со спортом или состязаниями становиться ясным".
Ни одно воинское искусство не может предусмотреть всего, и Айкидо жертвует соревнованиями ради того, чтобы использовать потенциально опасные техники, которые первоначально были развиты для поединка на смерть и переданы нам нашими предшественниками. К счастью, существует множество прекрасных воинских искусств, которые предлагают соревнования и программы для тех, кто видит в них необходимость.
Все люди разные и те, кто интересуется воинскими искусствами, должны выбрать тот стиль, который лучшим образом подходит для его личности и целей. Если одно воинское искусство не может предусмотреть всего, то они должны продолжить поиски, быть может, тренируясь в разных направлениях. 
Хорошая стратегия заключается в выборе наиболее подходящего воинского искусства как основы, и тренироваться достаточно долго, чтобы развить высокий уровень профессионализма. Затем, искать другие воинские искусства и совмещать их учения с основной системой. Это, по истине, прекрасный способ стать истинным и завершенным мастером воинских искусств.
Надпись: НАЧИНАЮЩИМ
Надпись: ССЫЛКИ

СТАТЬИ

Надпись: Как нас найти
Надпись: Старая версия фото-архива
Надпись: ВИДЕО

Главная

Информация:

Надпись: Программа экзаменов
Надпись: Терминология
Надпись: Этикет
Надпись: Новости клуба
Надпись: АРХИВ
Яндекс.Метрика