Методы и подходы применяемы при  обучении Такемусу айки.

 

                                                                                                                                  Все права защищены

Автор:  Кофтанюк Виктор Вардович (1 дан). Дата публикации 12-10-2011 года.

Оглавление

1            Введение

1.1           Боевые искусства

1.2           Айкидо

1.3           Соревнования в айкидо

2            Такемусу айки           

3            Основные принципы айкидо            

4            Метод изучения такемусу айки        

4.1           Общие положения            

4.1.1        Ханми   

4.1.2        Концепция РИАЙ             

4.1.3        Авасе     

4.1.4        Ступени изучения техники такемусу айки 

4.2           Этикет (Reigi)     

4.3           Работа без оружия (Tai-jutsu)        

4.3.1        Основные техники раздела Тай- дзюцу      

4.4           Оружие в такемусу айки  

4.4.1        Боккен   

4.4.2        Дзё         

5 Литература, источники информации             

 

 

 

 

 

 

Начинающий обучение, в воинских искусствах, студен практически всегда не понимает какие методы, подходы лежат в основе выбранной им Школы боевых искусств. Аттестационная программа с перечнем обязательных базовых техник, которые студент должен изучить, является только вершиной «айсберга» системы обучения в конкретной Школе. Обычно выбор конкретного боевого искусства студентом основан на сформированных ожиданиях  в соответствии с набором первичных знаний, которые в свою очередь формируются из следующих источников: консультации (и не всегда специалистов), демонстрационные выступлениях, кинематограф, литература. Иногда эффективность техник изучаемых в додзё (зал) и имеющиеся достижения к конкретному периоду времени входят в противоречия с имеющимися ожиданиями или требованиями студента. Избежать обманутые ожидания-  одна из ключевых задач ищущих знания студентов в боевых искусствах. Можно сформулировать следующие составляющие ожиданий, требований студента: время обучения, эффективность боевой системы, параметры полученных новых возможностей, метод и подходы к обучению,  пропагандируемые принципы и ценности.

С чем сталкивается студент желающий начать или продолжающий обучение: первое, это понятие школы, как места получения знаний; второе трезвой оценки своих требований с учетом реальных личностных возможностей (как правило не всегда физических); и адекватность инструктора являющегося представителем конкретной школы единоборств.

1. Школа боевых искусств.

Школа – место, где можно получить знание. Школу можно называть школой тогда и только тогда, когда в ее активе есть метод  обучения, принципы и компетенции, соответственно формирующие эффективность применения техник школы в заданных или установленных условиях. Так же обратное, метод обучения, принципы  и компетенции формируют навыки обладающие  конкретными качественными признаками, которые в целом создают особые характеристики конкретного направления обучения, т.е. Школы целью которой является обучение воинскому искусству!  Еще одним из ключевых составляющих Школы, в том числе применительно к «Такемусу айки», является возможность обучения и общения с учителями занимающих разные уровни иерархии Школы.

Школу боевых искусств всегда можно отнести к конкретному направлению, виду и стилю. Существуют как довольно старые Школы боевых искусств, так и новоделы.

Так же нужно понимать, что выбор школы, направления, вида и стиля боевого искусства прямо связано с личностной стратегией, приоритетами выбора пути личностного развития.

В ряде школ есть возможность студента учится у лучших представителей Школы, через имеющиеся в Школе методы – семинары, учи (внутренний) и сото (внешний) деси (ученик) (швеция, япония), летние лагеря;

2. Адекватность студента

Адекватный - вполне соответствующий чему-либо.

С точки зрения обучения воинскому искусству, соответствие студента требованиям к обучению:

· Соблюдение норм этикета;

· Соблюдение принципов постепенности и постоянства в обучении;

· Концентрация на обучении;

· Дисциплина в обучении.

 

Все быстрое изучается медленно; Для закрепления фундаментальных принципов нужно время- не нужно торопиться. Нужно исследовать понятие До (яп. дорога, путь, метод.), которому следуют студенты обучающиеся боевым искусствам в Японии.

3. Адекватность инструктора

Основные требования к инструктору:

1. Подтвержденный уровень компетенций инструктора (На примере Такемусу айки: будо-паспорт Айкикай Хомбу Додзё, требования к квалификации в соответствии с  действующим законодательством РФ);

2. Подтвержденный статус лиц или органа осуществивший аттестацию инструктора; 

3. Обязательно участие инструктора в российский и международных семинарах каждый год и обеспечение доступа к семинарам «своих» студентов (исключает модификацию или пересмотр базовых принципов и техник конкретной школы инструктором!).

4. Наличие адекватных методов преподавания и закрепления навыков. Выполнение норм безопасности при проведении занятий, соблюдение принципов постепенности и постоянства в обучении.

 

Данная работа (написана 2010 год) очень кратко систематизирует имеющийся в большом количестве материал о воинском искусстве айкидо. Описаны основные понятия, подходы, принципы формирующие метод обучения Такемусу айки.  Часть материала использована  из статей и интервью мастеров айкидо. Для начинающих и широкого круга любителей и специалистов будо.

Надпись: 1.1. Боевые искусства

Боево́е иску́сство (БИ, кэмпо) — всесторонняя подготовка человека (боевые, духовные аспекты),  система  единоборства с оружием и без. 

Budo: (яп. 武道; bu: военный; do: путь, метод) Метод Воина. Военные искусства, включающие технику борьбы, стратегию, физическое и духовное обучение, умственную дисциплину и этикет. Нельзя путать с понятием бусидо.

 

Описание видов Боевых искусств (БИ):

Оздоровительное — такое направление БИ  никак не боевое искусство или единоборство. Цели подобного направления здоровье. Используется как профилактическое, лечебное средство. Часто это вид фитнеса.

Прикладное — это направление БИ  направлен на конкретные боевые цели. Чаще всего это армейские виды. Прикладными также были практически все древние виды кэмпо, иначе они не сохранились бы, так носители их не смогли бы выжить и оставить последователей. Из японских видов в кэмпо – будзюцу – таковыми остаются виды с концовкой «дзюцу» (искусство, техника): дзюдзюцу, кэндзюцу, ниндзюцу. Из неяпонских боевое самбо и рукопашный бой  к примеру.

Спортивное — это чисто соревновательное направление кэмпо. Цели – медали, места, слава и достижения (рекорды). Это все виды из олимпийских: бокс, борьба, самбо, тхэквондо. Из национальных примером может быть японское сумо. Китайское ушу в спортивном варианте становится гимнастикой ушу.

Традиционное — это направление исповедует наиболее полное воплощение боевого искусства, как целостную систему. В традиционном варианте практически всегда присутствует изначальный прикладной аспект. Традиционное направление чаще всего отрицает спортивное, но включает оздоровительный аспект, если это соответствует изначальной традиции того или иного кэмпо.

Эзотерическое — это направление достаточно мало распространённое. Здесь целями боевого искусства становятся не боевые, или спортивные аспекты. Скорее это направление ближе к оздоровительному, только на уровне традиции и эзотерики. Важнейшим становится работа с энергиями, астральные аспекты. Так довольно массовое тайцзицюань, многими воспринимаемое как чисто оздоровительное кэмпо, на самом деле является совершенно эзотерическим, где практикой поверяются даосские принципы инь-ян. В этом варианте его даже называют тайцзи-цигун. Из стилей айкидо чисто эзотерическим считается Ки-Айкидо мастера Коити Тохэя. В нем айкидо, как боевое искусство, отходит на второй план, а главным становиться умение управлять своей энергетикой, силой Ки.

Религиозное — это направление кэмпо распространено в религиозной среде, чаще всего в буддистских, даосских монастырях. Это в первую очередь ушу легендарного монастыря Шаолинь. Нововозникающие кэмпо также могут быть религиозными, если того хотят создатели. Примером может быть Сёриндзи-кэмпо, где последователи этого кэмпо считаются буддистскими монахами. Среди новоделов также могут быть религиозные. Так славяно-горицкая борьба вполне религиозный уже вид русского кэмпо, так как создатель-восстановитель его Белов, объявил себя священником славянского язычества. Есть и мусульманское направление кэмпо.

Тантра — особое направление, когда во главу становиться эзотерическое, мистическое развитие занимающегося боевым искусством.

Надпись: 1.2. Айкидо

Айкидо относится к традиционным будо.

Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

Ай (яп. ) — 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. быть выгодным; 5. Гармония, единение.

Ки (яп. ) — энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара (кит. ци);

До (яп. ) — дорога, путь, метод.

 

Айкидо - это японское боевое искусство, созданное Морихэем Уэсибой (которого часто называют «О-Сэнсэй» или «Великий Учитель»). Айкидо - это боевое искусство, которое, несмотря на свою юность, воплотило в себе методы и подходы, возраст которых определяется тысячелетиями.

Айки (яп. 合気 «дух единения») — принцип и тактика в японских боевых искусствах, согласно которому защищающийся сливается с атакующим без столкновения и овладевает им. Слияние с движением атакующего позволяет практикующему айки контролировать действия нападающего с минимальными усилиями. Айки применяется через понимание ритма и намерения атакующего, нахождение оптимальной позиции и расчет времени для проведения встречного приёма.

 

1. Введение

Яндекс.Метрика

С