Интервью у Хироси Исояма

 

Очень долгое время я работал вместе с О-сенсеем – в течение 16 лет. В то время О-сенсей находился в том возрасте, в котором сейчас нахожусь я. Ему было немного за 70. В то время в Японии люди 70 лет были уже очень старыми и дряхлыми, ходили, опираясь на палку, с ворохом болезней, были очень слабыми. Но О-сенсей очень крепко держал в руках меч и очень быстр был в движениях. О-сенсей одинаково активно работал мечём и возделывал поле [лопатой] не только в Токио с мягким климатом, но и когда он поехал на север Хоккайдо [поднимать деревню], где было довольно холодно, что заставляло его особенно много работать по обработке земли.

Я думаю, что сейчас здесь присутствует довольно много людей, которые читали книги об О-сенсее, где много было написано о том, что он делал в городе, обрабатывал поля.

Япония находится рядом с Россией. Как О-сенсей относился к русским людям? Занимался ли кто-то из русских у О-сенсея?

Начну со второго вопроса. Насколько мне известно, у О-сенсея не было русских учеников. Единственное что я знаю, в додзё были турки. Русские начали заниматься айкидо достаточно поздно. О-сенсей умер в 1969 году. Есть ли здесь кто-нибудь, кто начал заниматься до 1969 года? [откликнулся один мужчина]. Вы говорили, что родились до этого года. А когда начали заниматься? [в 1958 году]. Где? [в Африке]. Поскольку вы занимались в Африке, то в любом случае в России айкидо никто этим не занимался до 1969 года. Именно поэтому, отвечая на первый вопрос, скажу так: поскольку до 1969 года у О-сенсея никто из русских не занимался, то он не мог ничего говорить об его отношении к России и к русским людям, поскольку он их не знал.

В 1970 году я был в Америке и видел людей, которые там занимаются айкидо. Таким образом в это время стали появляться люди, которые практиковали айкидо за границей, прежде всего это были американцы, стали возникать новые контакты с иностранцами и постепенно айкидо начали заниматься за пределами Японии.

Были ли у О-сенсея приёмы которым он отдавал предпочтение?

Как такового любимого приёма не было, но были стойки, передвижения. Он выбирал методику преподавания в зависимости от того, какой человек был перед ним. Но любимого приёма не было.

 

Должен ли учитель поправлять ученика, когда он совершает ошибку? Или необходимо ждать, пока ученик сам осознает свою ошибку через наблюдение за собой и партнёрами?

Если вы хотите, чтобы ваш ученик достиг мастерства, то, безусловно, необходимо поправлять его ошибки. Если вы не будете его исправлять, то он не станет мастером. Нужно обязательно исправлять его ошибки.

Давно-давно, когда я занимался у О-сенсея, он не говорил мне: «Ты сделал здесь не правильно, тут не правильно, переделывай!» Мы платили большие деньги, чтобы обучаться у О-сенсея. Моё поколение, которое обучалось у О-сенсея, значительно отличается от современных людей. Мы сами находили О-сенсея и платили ему большие деньги, для того чтобы обучаться. И нашей целью было не ждать, пока он скажет «Исправьте!», а вытягивать из него всё, что мы способны были взять.

Вы должны преподавать так, чтобы люди, которые приходят к вам, сами хотели взять всё ваше мастерство, а не ждать того, чтобы вы их исправляли. Конечно, есть люди, которые не смотря на то, что приходят на занятия, тем не менее, ничего не понимают.

Как я говорил до этого, айкидо является не просто техниками и роль учителя заключается не в передаче техник. Айкидо – это, прежде всего, мастерство общения и коммуникаций между людьми. И если вы будете подходить к обучению с точки зрения общения с людьми, то вы можете сказать, что: «Здесь лучше будет сделать так или так, ты так не думаешь?». Если общаться с людьми не по человечески, а постоянно бранить их, ругать, то ничего хорошего из этого не получится.

Нужно не только хорошо преподавать техническое мастерство, но также самым главным в тренировках являются хорошие, человеческие взаимоотношения между людьми. У меня было много учеников, которые были очень хороши в техническом мастерстве, были сильны, их техника была хорошей, но после этого они задирали нос и это не есть хорошо. И нужно говорить: «Так не нужно, давай сделаем по другому, наверное, так лучше» и таким образом вы лучше будете передавать своё мастерство.

Ко мне приходят люди, которые до сих пор у меня занимаются и после 20 и даже 40 лет практики являются обладателями первого дана. Это люди, с которыми у меня сразу возникли хорошие взаимоотношения. Я очень мягко с ними общаюсь, внимательно выслушиваю их и учу их своему мастерству, передаю им свои навыки.

Я считаю, что преподавание является очень сложной вещью. Даже если взять 10 учеников, то все они разные: у них различный образ мышления, у них совершенно разные интересы и они совершенно отличаются друг от друга. Также они отличаются по возрасту, полу. У них разные семьи, работа… Все они совершенно разные люди. И если я буду с ними очень строг или буду заставлять их что-либо делать, то наоборот от них пойдёт очень негативная реакция. Я считаю, что самое главное в айкидо является умение создать тёплые и приятные взаимоотношения между учителем и учениками.

Также в айкидо является главным не только преподавать своё мастерство, но и также получать ответную реакцию от учеников. И когда вы думаете, как лучше донести до ученика то или иное мастерство, вы должны думать о нём и каким образом будет лучше это сделать именно для него.

Наверное, вы считаете, что мастерство это сила, движение и техника. Правильные движения, правильная сила – откуда они исходят? Они исходят от вашего тела. Наверняка вы все смотрели Олимпийские игры. Вы видели тяжеловесов, которые поднимают 370 килограммов одним движением. Если у них не будет правильной системы, то они не смогут сделать правильного движения и у них не будет правильной силы.

Самое главное – это преподать каким образом исходить правильность движений, то есть надо научить правильности движений, правильности расходования силы, поскольку если человек будет стоять ссутулившись (сгорбившись), то никакие правильные движения у него не получатся. [здесь: слово «тайдо», в тексте переводимое как «движения», в данном контексте можно перевести как «осанка». Иногда этот термин переводят как комплекс гармоничного положения тела и состояния души. Прим.переводчика].

Однако откуда исходит правильная осанка? Это правильное осознание, правильная душа, правильная техника. И правильное сердце [яп.: кокоро] также является важной частью айкидо. Правильное понимание. И в процессе обучения вы не только шлифуете свою технику, вы также шлифуете своё тело, но также объединение души и тела является правильным приёмом [вадза] айкидо. Поэтому в Японии есть такое выражение: Правильное состояние духа – определяет правильное положение тела. Если у вас будет правильно состояние духа, сознания, то ваша осанка будет красивой и правильной, это позволит сделать ваше движение более сильным и правильным.

Если вы будете вкладывать в каждое движение не только правильную осанку, правильное состояние духа, но и правильную технику, то тогда у вас всё будет получаться. Однако вам не достаточно просто техники или силы для правильного приёма айкидо, нужно чтобы вы изливали свой дух [сердце] наружу, раскрывали состояние своей души и вкладывали всё это: душу и сердце в этот приём. Для того чтобы это понять, надо учиться. Надо учиться правильно.

Есть ли среди ваших учеников люди выдающиеся в каких либо областях, например культуры, спорта и пр.?

Среди моих учеников не было людей, которые имели бы отношение к политике или экономике. Но были люди, которые имели отношение к военному делу, в частности это были люди из высшего военного сословия.

Айкидо каким-то образом повлияло на Вашу сферу деятельности?

Я считаю, что айкидо оказало на меня не сколько влияние на сферу деятельности, сколько на правильное осознание и правильное понимание процессов, правильное состояние духа – то о чём я говорил раньше. У О-сенсея было очень много учеников, в том числе военных.

Ваше самое сильное впечатление об О-сенсее?

Я отношусь к тем людям, которые иногда любят выпить саке. Нужно сказать, что жена О-сенсея Хатсу была немного туговата на ухо. И когда я приходил к нему домой в гости он очень громко кричал на весь дом: «Хатсу!!!! Хатсу!!! Пришёл Исояма-сан, неси скорее саке!!!!». Однако О-сенсей был человеком, который практически не пил. Но вместе со мной, не смотря на то, что О-сенсей не пил, он всё же пил саке. Пожалуй, это самое яркое впечатление, которое осталось у меня об О-сенсее.

Но я был не один такой, Сайто сенсей также любил иногда выпить со саке. Среди вас есть люди, которые были в Японии? [такие нашлись]. Тогда вы должны были видеть бутыли с саке. Их ёмкость около 2 литров. Бывало, что мы вдвоём с Сайто сенсеем такую бутылочку выпивали. Затем они её мыли и отдавали в качестве подарков. И когда О-сенсей об этом узнавал, он хватал меня за грудки, тянул к себе и разговаривал со мной, а я чтобы случайно не выдохнуть, глубоко вдыхал и старался не дышать вообще. А поскольку О-сенсей говорил довольно долго, в конце концов, когда я уже не мог терпеть, я всё таки выдыхал… и весь запах саке попадал на О-сенсея. Тогда О-сенсей говорил строгим голосом: «Ну, ты опять выпил!». Но нужно сказать, что он никогда не бранил меня за то, что я накануне выпивал.

Не смотря на то, что О-сенсей был очень строгим человеком, особенно в приёмах, он относился к людям с пониманием. Вокруг него всегда было очень много людей, которые его уважали. Когда он считал, что тренироваться или беседовать достаточно, он грозно говорил: «Уходите! Встретимся завтра!».

27.06.2008

Продолжение интервью

Надпись: НАЧИНАЮЩИМ
Надпись: ССЫЛКИ

СТАТЬИ

Надпись: Как нас найти
Надпись: Старая версия фото-архива
Надпись: ВИДЕО

Главная

Информация:

Надпись: Программа экзаменов
Надпись: Терминология
Надпись: Этикет
Надпись: Новости клуба
Надпись: АРХИВ
Яндекс.Метрика